Стратегия социально-экономического развития Республики Дагестан

Минэкономразвития РФ опубликовало проект Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан на период до 2030 года
Проект Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан на период до 2030 года доработан с учетом предложений и замечаний федеральных органов исполнительной власти. На проект получено сводное положительное заключение Министерства экономического развития Российской Федерации.


Содержание

  • ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  • I. ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
    • 1.1. Краткая характеристика Республики Дагестан
      • 1.1.1.Экономико-географическая характеристика
      • 1.1.2. Административно-территориальное деление, исторические и национально-культурные особенности региона
    • 1.2. Социально-экономическое развитие Республики Дагестан в 2010-2020 годы
      • 1.2.1. Макроэкономическая динамика и отдельные показатели эффективности функционирования экономики региона
      • 1.2.2. Человеческий потенциал и социальное развитие. Интегральная оценка качества жизни населения
      • 1.2.3. Развитие базовых отраслей экономики
        • Агропромышленный комплекс
        • Рыболовство и рыбоводство
        • Промышленность
        • Строительство
        • Транспорт и логистика
      • 1.2.4. Пространственное развитие и преференциальные территории
      • 1.2.5. Экологическая ситуация
      • 1.2.6. Краткая оценка эффективности реализации в республике основных  федеральных и региональных стратегических документов
      • 1.2.7. Особенности современного этапа социально-экономического развития республики – стадия, тип, технологическая основа
      • 1.2.8. Стадия жизненного цикла Республики Дагестан
    • 1.3. Место Республики Дагестан в социально-экономическом развитии Российской Федерации и Северо-Кавказского федерального округа
    • 1.4. Ключевые факторы и особенности развития Республики Дагестан
      • 1.4.1. Внутренний потенциал социально-экономического развития
      • 1.4.2. Основные диспропорции и дисбалансы в развитии
  • II. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
    • 2.1. Миссия Республики Дагестан
    • 2.2. Сценарии социально-экономического развития Республики Дагестан в 2021-2030 годах
    • 2.3. Стратегические приоритеты, цели и задачи социально-экономического развития Республики Дагестан
      • 2.3.1. Система целеполагания Стратегии
        • 1. Развитие человеческого потенциала, социальная защита и безопасность населения.
          2. Повышение качества и доступности инфраструктуры территории.
          3. Развитие экономики и предпринимательства.
          4. Устойчивое пространственное и экологическое развитие.
          5. Развитие научно-технологической базы экономики и ее цифровизации.
          6. Наращивание социального капитала.
          7. Формирование современной экономической и управленческой моделей развития.
      • 2.3.2. Прорывные проекты и ключевые задачи
        • 1. Создание перспективного центра экономического роста «Махачкалинская агломерация» в 2022-2030 годах, приведение в нормативное состояние и нормальный режим функционирования инфраструктуры на территории агломерации.
          2. Развитие дагестанского участка МТК «Север-Юг» (с возобновлением проекта «Каспийский хаб»), формирование торгово-транспортно-логистического комплекса Республики Дагестан со всеми его инфраструктурными и сервисными составляющими, в том числе для обслуживания развивающегося туристско-рекреационного комплекса.
          3. Обеспечение Республики Дагестан основными элементами инфраструктуры (водоснабжение и водоотведение с современными очистными сооружениями стоков, электро-, газо- и теплоснабжение, сфера обращения с коммунальными и промышленными отходами) в полном объеме, с достижением гарантированного режима их работы.
          4. Обеспечение доступности и качества образования и медицинского обслуживания для населения Республики Дагестан, развитие материально-технической базы этих сфер и обеспечение их квалифицированными кадрами.  
          5. Обеспечение энергетического баланса Республики Дагестан в 2022-2030 годы и на перспективу, организация кластера возобновляемой энергетики в Республике Дагестан (развитие Самурского энергетического кластера, строительство солнечных электростанций), реконструкция, ремонт и развитие энергетической инфраструктуры.
          6. Комплексное развитие г. Дербента в период до 2025 года и организация туристических кластеров Республики Дагестан в 2022-2030 годы.
          7. Развитие сельского хозяйства, рыболовства и рыбоводства, пищеперерабатывающей промышленности и производства минеральной воды и напитков, а также организация и рост объемов экспорта продукции отраслей АПК Республики Дагестан. 
          8. Создание ОЭЗ на территориях Кизлярского, Ногайского, Бабаюртовского и Тарумовского районов, городов Кизляра и Южно-Сухокумска и агропромышленное развитие Северной территориальной зоны Республики Дагестан. 
          9. Экологическое развитие Республики Дагестан с формированием дополнительно десяти особо охраняемых природных территорий.
          10. Кластерная организация экономики Республики Дагестан: развитие АПК, транспортно-логистического комплекса, обувной, мебельной и стекольной промышленности республики, рост поставок их продукции на внешние рынки.
      • 2.4. Этапы и ожидаемые результаты реализации Стратегии
  • III. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ:  ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И МЕРОПРИЯТИЯ
    • 3.1. Развитие человеческого потенциала, социальная защита и безопасность населения
      • 3.1.1. Улучшение демографических процессов и рост численности населения
      • 3.1.2. Создание современной системы здравоохранения
      • 3.1.3. Повышение качества и доступности образования, развитие науки
      • 3.1.4. Обеспечение занятости, повышение доходов и снижение уровня бедности населения
      • 3.1.5. Социальная защита населения
      • 3.1.6. Культура, молодежная политика и воспитание подрастающего поколения
      • 3.1.7. Спорт и популяризация физической культуры
      • 3.1.8. Обеспечение общественной безопасности и правопорядка
    • 3.2. Современная инфраструктура для жизни и деятельности
      • 3.2.1. Комплексное развитие территорий поселений и улучшение жилищных условий граждан
      • 3.2.2. Обеспечение нормативного состояния и гарантийного режима работы инфраструктуры
      • 3.2.3. Эффективная система обращения с отходами
    • 3.3. Структурные изменения, экономическая специализация и модернизация ключевых экономических комплексов
      • 3.3.1. Структурная трансформация региональной экономики
      • 3.3.2. Стратегические направления развития промышленных видов экономической деятельности
        • Эффективное использование общераспространенных минерально-сырьевых ресурсов
        • Развитие нефтегазового комплекса
        • Развитие лесопромышленного комплекса
        • Создание промышленного комплекса строительных материалов
        • Создание экономики замкнутого цикла и промышленной отрасли вторичных ресурсов
        • Развитие судостроительной промышленности
        • Создание отрасли водородной энергетики
        • Добыча лития и производство карбоната лития
      • 3.3.3. Стратегические направления развития агропромышленного комплекса
        • Отраслевые приоритеты развития: 
          - рисоводство (с сектором переработки, как имеющего экспортный потенциал);
          - садоводство (в том числе, интенсивное садоводство и питомниководство);
          - виноградарство (имеющего перспективы кластеризации и экспорта);
          - овощеводство (дальнейшая оптимизация традиционных видов и наращивание овощеводства закрытого грунта);
          - животноводство (на основе интенсификации и увеличения продуктивности);
          - мелиорация (с развитием гидромелиоративной сети и фитомелиорации);
          - переработка сельскохозяйственной продукции (восстановление традиционных подотраслей и развитие сегмента глубокой переработки).
        • Развитие гидромелиоративного комплекса
        • Техническая и технологическая модернизация отраслей
        • Интенсификация в отрасли животноводства
        • Интенсификация в отрасли садоводства
        • Интенсификация развития овощеводства
        • Развитие отрасли рисоводства
        • Модернизация пищевой и перерабатывающей промышленности
        • Совершенствование системы землепользования в сфере отгонного животноводства
        • Развитие агропромышленного комплекса горных территорий
        • Цифровизации сельского хозяйства
          • - цифровая трансформация сельского хозяйства посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений для обеспечения технологического прорыва в АПК и достижения роста производительности на «цифровых» сельскохозяйственных предприятиях в 2 раза к 2025 году;
            - определение основных и наиболее перспективных цифровых технологий;
            - поэтапная реализация ведомственного проекта «Цифровое сельское хозяйство»;
            - повышение эффективности мер государственной поддержки в части стимулирования процессов цифровизации АПК за счет возможности выявления и анализа точечных проблем и условий, сдерживающих развитие цифровых технологий в АПК; 
            - межведомственное взаимодействие для передачи данных о землях сельскохозяйственного назначения в цифровую платформу «Цифровое сельское хозяйство» для обеспечения последующего учета, мониторинга, аналитики;
            - создание системы подготовки специалистов сельскохозяйственных предприятий с целью формирования у них компетенций в области цифровой экономики по работе с цифровыми продуктами и цифровыми технологиями.
        • Развитие агрологистики
        • Освоение возобновляемых биоресурсов Каспийского моря
        • 3.3.3.1. Обеспечение продовольственной безопасности Республики Дагестан
      • 3.3.4. Производственные кластеры в системе экономической специализации
        • Организация виноградо-виноконьячного промышленного кластера
        • Организация рыбохозяйственного промышленного кластера
        • Организация стекольного промышленного кластера
      • 3.3.5. Развитие строительного комплекса
        • Мероприятия по развитию строительной отрасли Республики Дагестан
        • Переселение граждан, проживающих на территориях Республики Дагестан, подверженных оползневым процессам
        • Федеральный проект «Формирование комфортной городской среды»
        • Республиканская инвестиционная программа
        • Развития цифровизации в строительной отрасли
          • ?- развитие нормативно-правовой базы сферы применения цифровых технологий, приведение в соответствие с реальными потребностями пользователей цифровой информации;
            - повышение информационной открытости и прозрачности деятельности строительных и экспертных организаций;
            - создание инновационного управления жизненным циклом объекта, включая строительство, ремонт, эксплуатацию (сократятся издержки на всех этапах реализации инвестиционного проекта, сроки выполнения проектных работ, объем строительных работ);
            - унификация и перевод в электронный вид обязательных мероприятий строительства;
            - создание условий для взаимодействия всех органов (организаций) экспертизы, участников инвестиционно-строительных процессов на базе единой цифровой среды;
            - создание системы управления требованиями безопасности и качества объектов капитального строительства на основе цифрового Реестра требований в строительной отрасли.
          • разработка и гармонизация промышленных стандартов, разработка мер по обеспечению информационной безопасности, подготовка кадров для цифровых производств
      • 3.3.6. Стратегические направления развития сервисной экономики
        • Основная цель развития сервисной экономики Республики Дагестан
      • 3.3.6.1. Развитие транспортно-логистического комплекса
        • Мероприятия по развитию инфраструктуры воздушного транспорта
        • Мероприятия в области развития малой авиации
        • Мероприятия по развитию инфраструктуры в сфере морского транспорта
        • Мероприятия по развитию инфраструктуры железнодорожного транспорта
        • Мероприятия по развитию автомобильных дорог федерального значения
        • Мероприятия по развитию автомобильных дорог регионального значения
        • Махачкала – Государственная граница с Грузией
        • Подъездная автодорога к Махачкалинскому морскому порту
        • Развитие инфраструктуры потребления природного газа в качестве моторного топлива
        • Развитие инфраструктуры для использования электротранспорта
      • 3.3.6.2. Развитие сферы торговли, общественного питания, бытовых и гостиничных услуг
        • Развитие новых форматов розничной торговли
        • Развитие общественного питания
        • Развитие сферы бытовых услуг
        • Развитие гостиничного бизнеса
      • 3.3.6.3. Стратегические направления развития туристской индустрии Республики Дагестан
        • Приоритетные направления развития туристской отрасли
          • 1 направление. Создание и совершенствование туристско-рекреационных комплексов посредством планирования и формирования соответствующих туристских профилей муниципальных образований, дорожной карты по созданию и совершенствованию туристской инфраструктуры, в том числе дорог к объектам показа.
            2 направление. Поддержка предпринимательской инициативы в сфере туризма через программы поддержки МСП, в том числе с целью выведения предпринимателей из «серой зоны», содействие в подготовке документов и квалифицированных кадров.
            3 направление. Поддержка и развитие существующих в настоящее время крупных туристских проектов, в том числе в сфере строительства и модернизации их инфраструктуры, а также привлечения инвесторов к реализации новых значимых туристских проектов.
            4 направление. Стимулирование внутрирегионального туризма посредством реализации мер по поддержке локальных и региональных проектов в сфере туризма, в том числе грантовой поддержки отдельных проектов на конкурсной основе. 
            5 направление. Расширение ассортимента и повышение доступности туристских услуг, в том числе с использованием современных технологий и формирования туристского продукта в сфере агротуризма (сельского туризма), этнокультурного, экологического, гастрономического, экстремального, событийного, пляжного и других видов туризма, создания доступной среды на объектах показа и на объектах туристской инфраструктуры, стимулирования внедрения цифровых технологий при формировании и продвижении туристских услуг.
            6 направление. Формирование и развитие отраслевой системы привлечения, подготовки и повышения квалификации специалистов индустрии туризма Республики Дагестан для комплексного решения вопросов совершенствования кадрового обеспечения развития туризма и качества туристских услуг:
            - создание системы мониторинга и прогноза кадровой потребности в сфере туризма;
            - создание центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров в сфере туризма;
            - развитие дополнительных образовательных программ в области туризма и гостеприимства для граждан, занятых на предприятиях туристкой индустрии и проживающих на приоритетных туристских территориях республики;
            - создание новых рабочих мест и стимулирование самозанятости граждан, проживающих на приоритетных туристских территориях.
            7 направление. Продвижение регионального туристского продукта:
            - проведение маркетинговых исследований туристского рынка;
            - формирование и продвижение региональных брендов туристских продуктов;
            - развитие системы продвижения республики как туристского региона на российском и международном рынках;
            - обновление программы событийного туризма, проведение массовых международных, межрегиональных и региональных событийных мероприятий;
            - формирование имиджа Республики Дагестан как гостеприимной и безопасной туристской дестинации посредством участия в престижных и значимых мировых, федеральных и региональных конгрессно-выставочных мероприятий, организация информтуров.
            8 направление. Развитие современной инфраструктуры туристско-рекреационного комплекса республики, создание безопасной, доступной и комфортной среды:
            - привлечение инвестиций в целях модернизации существующих КСР и строительства новых объектов размещения, количество гостевых домов в 2022-2025 годы планируется довести с 64 до 150, в том числе более 100 с национальным колоритом и предметами старины;
            - сохранение и развитие мест традиционного бытования народных художественных промыслов, предоставление государственной поддержки экспорта и развития сети продаж.
            9 направление. Развитие и обеспечение безопасности туристов и процессов эксплуатации объектов туристской инфраструктуры:
            - внедрение системы стандартов качества в туризме на территории республики в отношении туристских услуг, классификации объектов размещения, туристских маршрутов, туристского транспорта, деятельности гидов-экскурсоводов, инструкторов-проводников и торговых точек у объектов показа;
            - создание систем информирования туристов о мерах безопасности, автоматической регистрации и учета туристов при выходе на туристские маршруты.
            10 направление. Формирование условий и создание конкурентоспособного туристского продукта, повышение качества туристских услуг:
            - создание благоприятных условий для развития предпринимательства в сфере туризма и создания туристского продукта посредством развития механизмов государственных институтов развития малого и среднего предпринимательства;
            - упрощение процедур въезда и передвижения организованных групп иностранных туристов по территории Республики Дагестан;
            - поддержка туристских проектов, направленных на развитие межрегиональных и международных туристских маршрутов с использованием различных видов транспорта.
          • Дальнейшему росту конкурентоспособности и раскрытию потенциала туристского продукта в Республике Дагестан будут способствовать:
            - расширение ассортимента и качества, а также повышение доступности туристских услуг, в том числе с использованием современных технологий; 
            - формирование доступной и комфортной среды на объектах туристской туризма;
            - модернизация и дальнейшее развитие туристской инфраструктуры;
            - стимулирование внедрения цифровых технологий в сфере туризма;
            - развитие отраслевой системы подготовки кадров и привлечения специалистов;
            - продвижение туристских продуктов Республики Дагестан на российском и международном рынках;
            - формирование и продвижение региональных брендов туристских продуктов;
            - модернизация региональных туристских порталов; 
            - обновление программы событийного туризма;
            - рост финансовой устойчивости и эффективности организаций отрасли.
        • Кластерное развитие туристских территорий Республики Дагестан
          • Туристская территория «Прибрежная» (г. Махачкала, г. Каспийск, г. Избербаш,  Карабудахкентский, Каякентский районы)
          • Туристская территория «Южная» (г. Дербент, Дербентский, Магарамкентский, Докузпаринский, Табасаранский, Сулейман-Стальский, Курахский, Ахтынский, Хивский, Агульский, Рутульский районы)
          • Туристская территория «Горная» (Казбековский, Буйнакский, Хунзахский, Гунибский, Акушинский, Шамильский, Лакский, Кулинский, Чародинский, Цунтинский, Тляратинский районы)
          • Туристская территория «Предгорная» (Кайтагский, Дахадаевский, Сергокалинский, Левашинский, Гергебильский, Унцукульский районы)
          • Туристская территория «Северная» (г. Кизляр, Кизлярский, Тарумовский, Бабаюртовский районы)
        • Создание туристской инфраструктуры
      • 3.3.7. Развитие межрегиональных и внешнеэкономических связей
      • 3.3.7.1. Экспортная стратегия Республики Дагестан
        • Текущее состояние экспорта Республики Дагестан
        • Структура экспортных поставок Республики Дагестан
        • География экспорта Республики Дагестан
        • Сценарии Экспортной стратегии
        • Основные направления реализации Экспортной стратегии
      • 3.3.8. Развитие малого и среднего предпринимательства
        • Организация креативного кластера Республики Дагестан (индустрия красоты, свадебная индустрия, народные промыслы, художественное творчество, историко-культурное наследие, дизайн и мода, современные медиа и производство цифрового контента, IT и видеоигры, реклама и маркетинг, архитектура и дизайн, образование в креативных индустриях)
        • Расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам
        • Акселерация субъектов МСП
        • Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации
        • Популяризация предпринимательства
        • Предпринимательство Дагестана в 2030 году – стратегическое видение
      • 3.4. Сбалансированное пространственное развитие и устойчивая экология
        • 3.4.1. Развитие Республики Дагестан как приоритетной геостратегической территории Российской Федерации
          • 1. Развитие Международного транспортного коридора «Север – Юг»
          • 2. Защита экологии Каспийского моря
          • 3. Развитие преференциальных территорий
          • 4. Развитие приграничных территорий
          • 5. Развитие муниципальных образований
          • 6. Повышение комфортности городской среды
          • 7. Развитие цифровых технологий и инфраструктуры «умных городов»
            • - содействие развитию систем связи, включая расширение зоны покрытия сотовой связью, обеспечение доступности информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
              - стимулирование создания компаний, специализирующихся на технологиях «умного города» и «Интернета вещей»;
              - поддержка создания и размещения в Республике Дагестан центров обработки и хранения данных, в т. ч. с использованием незадействованных производственных площадей;
              - содействие в разработке и внедрении программы «Умный город» по переходу городов республики к новому технологическому укладу, в т.ч. переход на автоматизированные и интерактивные системы освещения, энергосбережения, транспорта;
              - обеспечение интеграции региональных информационных систем в здравоохранении, образовании, социальной защиты и занятости населения, с соответствующими федеральными информационными системами;
              - внедрение технологий ГЛОНАСС на автомобильном транспорте органов исполнительной власти Республики Дагестан, в бюджетных учреждениях республики;
              - развитие систем общественной безопасности, в том числе внедрение комплекса «Безопасный город».
          • 8. Развитие исторических малых населенных пунктов
          • 9. Комплексное развитие сельских территорий
          • 9. Опорные проекты становления геостратегической территории
        • 3.4.2. Перспективные центры экономического роста
        • 3.4.3. Развитие Махачкалинской агломерации
        • 3.4.4. Перспективы развития г. Каспийска
        • 3.4.5. Комплексное развитие г. Дербент и Дербентской агломерации
        • 3.4.6. Устойчивая экология и сохранение биосистем
      • 3.5. Стратегия научно-технологического развития и цифровой трансформации
        • Приоритетами научно-технологического развития Республики Дагестан следует считать те направления, которые позволят: 
          - получить научные, научно-технические результаты, создать технологии, являющиеся основой инновационного развития внутреннего рынка продуктов, услуг, устойчивого положения Республики Дагестан среди других субъектов Российской Федерации;
          - обеспечить переход к передовым цифровым, интеллектуальным, производственным технологиям, роботизированным системам, новым материалам, способам конструирования;
          - создать систем обработки больших объемов данных, машинного обучения, искусственного интеллекта.
        • 3.5.1. Основные направления научно-технологического развития
        • 3.5.2. Формирование научно-исследовательской и инновационной базы новой экономики
          • Передовые технологии и инновации (проектирование и инжиниринг, Производство, обработка и сборка, Технологии автоматизированной идентификации, наблюдения и/или контроля, Производственная информационная система и автоматизация управления производством, Технологии промышленных вычислений и больших данных «Зеленые» технологии
        • 3.5.3. Стратегические направления развития цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления
          • 1. Развитие Региональной геоинформационной системы Республики Дагестан
          • 2. Развитие Дата-центра на базе Регионального центра обработки данных Республики Дагестан
          • 3. Создание ИТ-кластера
          • 4. Внедрение информационно-аналитической системы Ситуационного центра Главы Республики Дагестан
          • 5. Внедрение Платформы государственных сервисов
          • 6. Развитие Платформы обратной связи
          • 7. Внедрение Автоматизированной информационной системы «Мониторинг объектов строительства»
          • 8. Создание государственной информационной системы в сфере агропромышленного комплекса Республики Дагестан
      • 3.6. Социальный капитал и развитие гражданского общества
  • IV. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ, РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ
    • 4.1. Институциональные изменения
      • 4.1.1. Система программно-плановых документов по управлению развитием Республики Дагестан
      • 4.1.2. Повышение эффективности государственного и муниципального управления
      • 4.1.3. Кадровое обеспечение экономики и совершенствование кадровой политики
      • 4.1.4. Повышение эффективности политико-правовых институтов
      • 4.1.5. Обеспечение развития конкурентной рыночной среды в экономике
      • 4.1.6. Формирование институциональных форм реализации Стратегии
        • Институтами развития, эффективно действующими в Республике Дагестан, могут стать ОАО «Корпорация развития Дагестана», а также и ряд других:
          1. Аналитический центр (организационно-правовая форма ГБУ или АНО, подобная структура в составе 450 человек успешно действует при Правительстве Российской Федерации с 2003 года).
          2. Агентство развития (государственное ведомство – один из институтов управления реализацией Стратегией-2030 Республики Дагестан, Минэкономразвития России представлены методические указания по его созданию).
          3. Центр кластерного развития Республики Дагестан (организационно-правовая форма ООО или АНО, организация и управление кластерами, территориальный маркетинг).
          4. Инвестиционный фонд (или Инвестиционный банк).
          5. Центр развития горных территорий.
          6. Центр содействия строительству (информационное обеспечение участников, консультации, содействие в подготовке технической документации и в строительстве объектов). 
          7. Научно-технологический парк.
    • 4.2. Финансовое и ресурсное обеспечение Стратегии
      • 4.2.1. Финансовые ресурсы и развитие бюджетно-финансовой сферы
        • На первом этапе бюджетные программы остаются одними из главных организационно-финансовых инструментов реализации Стратегии, в том числе: 
          -национальные проекты Российской Федерации и соответствующие федеральные проекты в Республики Дагестан; 
          -подпрограмма социально-экономического развития Республике Дагестан в рамках госпрограммы РФ «Развитие Северо-Кавказского федерального округа на период до 2025 года»;
          -федеральная адресная инвестиционная программа; 
          -инвестиционные программы федеральных естественных и инфраструктурных монополий (вертикально интегрированных компаний); 
          -республиканские госпрограммы стратегические проекты; 
          -республиканская инвестиционная программа; 
          -программа комплексного территориального развития Дербента; 
          -программа социально-экономического развития горных территорий;
          -комплексные планы развития территорий.
      • 4.2.2. Совершенствование налоговой политики
      • 4.2.3. Совершенствование бюджетно-закупочной деятельности
      • 4.2.4. Проведение эффективной ценовой и тарифной политики
      • 4.2.5. Земельно-имущественные ресурсы и развитие имущественного комплекса
      • 4.2.6. Инвестиционные ресурсы и развитие инвестиционного комплекса
    • 4.3. Система управления реализацией Стратегии-2030
    • 4.4. Предложения по составу стратегических проектов
  • V. ПОКАЗАТЕЛИ И ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ

 

ru en sa zh-CN